******************************************************************* ***текст еще вычитывается и будет переводиться в TEI-Lite формат*** ******************************************************************* Электронный Архив В. И. Вернадского http://vernadsky.lib.ru "Из Дневников В. И. Вернадского", журнал "Природа", 1967 г. (М.: Наука): N 10, стр. 97-105 (тираж 43000); N 12, стр. 55-60 (тираж 42500). Подготовка к печати, вступление и примечания канд. филос. наук И. И. Мочалова. Здесь опубликованы отрывки из дневников Владимира Ивановича за период с 9 мая 1884 г. по 11 января 1885 г., когда ему было 21 год. OCR: С. Ф. Мингалеев, 17 января 2004 г. (текст еще вычитывается) В архиве Академии наук СССР (фонд 518) хранится обширное рукописное наследие великого советского естествоиспытателя и мыслителя Владимира Ивановича Вернадского (1863--1945). Значительную часть этого наследия составляют многочисленные статьи и лекции, а также несколько монографий. В числе последних могут быть названы такие произведения, как "Очерки по истории современного научного мировоззрения" (1902--1903), "Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетии" (1914), "Живое вещество" (1916--1923), "О жизненном (биологическом) времени" (1931), "Научная мысль как планетное явление" (1938) и др. В настоящее время эти работы подготавливаются к изданию Институтом истории естествознания и техники АН СССР совместно с Архивом АН СССР и Институтом геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского АН СССР. Большой интерес, однако, представляет и другая часть архивного наследия В. И. Вернадского, которую можно было бы объединить под общим названием "Научно-философский дневник". Это - "Дневники", записи разных лет на отдельных листах, в тетрадях, блокнотах, записных книжках, "Мысли" (в двух папках: 1901-1911 и 1920-1931 гг.) и т. п. Диапазон вопросов в этой части рукописного наследия ученого чрезвычайно широк и разнообразен. В. И. Вернадский обращается к проблемам естествознания, философии, социологии, истории общества, этики, искусства, религии, общественно-политической жизни, истории науки и т. д. Эти записи охватывают собой значительный период - с 1874 по 1944 гг., т. е. 70 лет, и несмотря на часто свойственную им фрагментарность (вполне понятную с точки зрения их назначения как интимных записей "для себя") сохраняют и по настоящее время большой естественнонаучный и философский интерес. Знакомство с этой частью рукописного наследия В. И. Вернадского помогает глубже понять внутреннюю логику эволюции его мысли, генезис и развитие его основных естественнонаучных и философских идей, пути подхода к выдвижению принципиально новых научных проблем, помогает проникнуть в интимную психологическую лабораторию творчества ученого. Публикуемые выдержки из дневниковых записей В. И. Вернадского (оп. 1, ед. хр. 212; оп. 2, ед. хр. 4) относятся к 1884-1885 гг. В жизни молодого В. И. Вернадского (ему тогда шел 22-й год) это был чрезвычайно ответственный период. Начинающий ученый завершал свое образование на естественно-историческом отделении физико-математического факультета Петербургского университета, и перед ним во весь рост встал вопрос о том, какой дорогой идти дальше, чему отдать свои силы. К решению этого коренного вопроса (неизбежно возникающего в жизни каждого человека) В. И. Вернадский подходит с большой вдумчивостью и ответственностью, сочетая незаурядную для его возраста широту мысли с постановкой оригинальных научных проблем. Начинающий ученый определяет общие контуры своих будущих научных интересов, пытается наметить те принципиально новые пути (в особенности это относится к минералогии) не только специально научного, но и философского, мировоззренческого характера, идя по которым, ему впоследствии доведется сказать в науке новое, ранее никем еще не произнесенное слово. При этом для В. И. Вернадского чрезвычайно типичен целостный, синтетический подход к науке и ее проблемам, стремление вскрыть ( такие связи и зависимости между отдельными звеньями научного знания, которые ранее либо вовсе не замечались, либо обнаруживались далеко не с той четкостью и последовательностью, какая была необходима по логике самих вещей. Дневниковые записи В. И. Вернадского ярко рисуют облик молодого человека, которому чужды крайности узкого рационализма или сухого резонерства. Жизнь сердца была В. И. Вернадскому столь же дорога и близка, как и жизнь разума. Конечно, он был рационалистом в самом точном смысле этого слова - и таким остался на всю жизнь, но его рационализм был возвышенным и романтическим, неразрывно связанным с мечтой, фантазией, смелым полетом в еще неизведанное будущее, поэтическим восприятием окружающей природы, любованием ее красотами, горячей заинтересованностью в охране ее неисчислимых богатств... В ходе становления мировоззрения В. И. Вернадского органически присущая ему гуманитарная тенденция проявилась столь же рано, как и тенденция естественнонаучная. Постоянно помня об окружающей его бесконечной природе, В. И. Вернадский столь же неизменно обращался мыслью и к человеку, его разуму и чувствам, переживаниям, его горестям и радостям. Науку и научное творчество В. И. Вернадский не мыслил вне общей борьбы за счастье, за лучшее, светлое будущее человечества на нашей планете. В этом он видел сущность своих нравственных и социальных идеалов, и вся его сознательная жизнь - яркий пример беззаветного служения этим высоким идеалам. И не потому ли В. И. Вернадский пришел к столь выдающимся научным достижениям, что уже в ранние годы его становления как ученого и мыслителя им были выработаны такие глубоко гуманистические социально-этические идеалы, которые наложили свой неизгладимый отпечаток на весь строй его личности, придав ему черты удивительной нравственной цельности и чистоты? Не доказывает ли это, что между моральным уровнем ученого и значимостью его научных достижений существует весьма существенная (если не прямая) связь и зависимость? Думается, что утвердительный ответ на эти вопросы будет более чем вероятен. Дневниковые записи В. И. Вернадского этих лет (как, впрочем, и все его дневники) насыщены самыми разнообразными оттенками сугубо индивидуального, психологического характера. Здесь и стремление к самоусовершенствованию, воспитанию характера, и борьба против своих слабостей и недостатков (реальных и воображаемых), и переживание радости творчества, побед на пути познания неизведанного, и горечь временных неудач? сомнений в правильности избранного пути, неуверенности в своих силах и т. п. Все это еще более наполняет давно ставший для нас дорогим образ ученого глубоко человечным, земным содержанием, делает его еще ближе и дороже. 9 мая 1884 г. Не касаясь вопроса о силе, вес тел мы можем рассматривать, как особое свойство материи; сила теплоты выражается в температуре, электричества - в потенциале; сила тяготения - в весе. Вес одного и того же тела различен на разных местах земного шара; еще большая разница на других небесных телах. Тяжесть действует в течение времени, очень быстрого, и может, следовательно, пройти известное время перед изменением веса притягивающихся тел - время, почти не принимаемое в расчет. Интенсивность действия тяжести может изменяться и от причин, нам неведомых, как изменяется интенсивность силы магнетизма на разных местах земной поверхности, как изменяется на одном и том же месте в течении времени. Наконец, рассуждая по аналогии с другими силами, мы не име- Подготовка к печати. вступление и примечания кандидата философских наук И. И. Мочалова. В. И. Вернадский перед поступлением в университет 99 ем никаких данных предполагать, чтобы тут оставалось безучастным строение материи и чтобы одна сила не могла переходить в другую. На это у нас нет доказательств. Отчего свет не может перейти в тяготение? Говорят - и думают этим все объяснить и все опровергнуть - что тяготение есть коренное свойство материи и без него материя немыслима. Мне кажется, здесь простая путаница в словах. Нам иногда выгодно рассматривать материю, сведенной на одно свойство, как рассматривать линию 1 на одно измерение, но говорить о коренном свойстве материи - абсурд. То, что всегда присуще материи - [есть] коренное свойство, а известные тепловые, световые и tutti quanti 2 движения ей присущи - нельзя представить себе материю без всякой температуры и т. п. Материей мы называем именно то, в чем выражаются все эти свойства, и как нельзя представить материю невесомой, так нельзя представить материю без теплоты. Другой вопрос - вопрос о прибавлении веса вещества -- но рассматривая [этот] вопрос с точки зрения других сил, мы не можем считать абсурдом 3. Закон Ньютона завязал человеческий ум, мы привыкли считать доказанными те следствия, какие из него не вытекают, мы привыкли считать природными явлениями такие, которые не более как плоды более удобного метода исследования. Отведя всему свое место - возможно дальше идти в понимании природы. 12 мая 1884 г. Спор с В. А. Тюриным 4 о том, что ученый одним трудом приносит пользу обществу, и для этого ничего не должен знать, [должен] "даже забыть" о том обществе, которому приносит пользу (тезис Б. А. Тюрина). Я держусь совсем другого мнения. Постараюсь высказать его. ... Я решился излагать на бумаге мысли, чтобы хоть немного больше систематически думать. ... Задача человека заключается в доставлении наивозможно большей пользы окружающим. (Я написал "задача". но понимаю под этим словом не то, что предначертано каким-то "вседержителем неба и земли", явившимся из человеческой фантазии и никогда de facto 5 не существовавшим. а то, что выработает каждый человек из более или менее продуманного и сознательного отношения к окружающему). Наряду с этим нельзя забывать, что жизнь человека кончается с тем, что называют иногда "временной, земной", и что здесь, в этой жизни, он должен достигнуть возможно большего счастья. Такое состоит как в умственном и художественном кругозоре, так и в материальной обеспеченности; умственный кругозор - наука; художественный - изящные искусства, поэзия, музыка, живопись, скульптура и даже религия - мир человеческой фантазии, мир идеалов и самых приятных снов; материальная обеспеченность - необходима в меньшей степени, так как ее удовольствия, по грубости, отходят на второй план, но необходимость их слишком чувствительна и без нее обойтись нельзя и незачем. Всего этого достигает человек - только благодаря крови, страданию поколений до нас и сотен тысяч людей в наше время. Как для того, чтобы это не отрав- 1 Очевидно, линия понимается здесь в физическом, а не в геометрическом смысле. 2 Другие (лат.). 3 То есть нельзя считать абсурдом возможность изменения веса тел под влиянием действия других сил природы. 4 Университетский товарищ В. И. Вернадского, специализи ровался в области физики. 5 Фактически (лат.). 100 ляло радостей, так и для того, чтобы достигнуть наивысшего удовольствия, так и для того, чтобы другие, плоть от плоти и кровь от крови нашей, могли достигнуть удовольствия после нас - необходимо работать над поднятием и улучшением, над развитием человечества. Есть еще одна сторона: вдумываясь в происходящее, вырабатывая в себе мировоззрение, познавая то, что существует - истину, человек невольно оценивает все и из этой оценки, путем фантазии соображает, что нужно, чтобы было 6. Такой идеал человечества у всех различен, но все должны стремиться i его осуществлению, должны стремиться и стремятся прямо в силу необходимости, по природе. Ставя целью развитие человечества, мы видим, что оно достигается разными средствами и одно из них - наука. Наука доставляет сама такое обширное удовольствие, она приносит такую большую пользу, что можно бы было, казалось, остаться деятелем одной чистой науки. Это было бы приятнее. Но так оно было бы, если бы можно было заставить себя не вдумываться за пределы узкого круга специальности; когда теряется мировоззрение, с ним [теряется] высшее, осмысленное удовольствие, доставляемое наукой, и остаются отдельные микроскопические радости; чувство долга и стремление к идеалу завладевают человеком, смотрящим на науку обширным взглядом, а не взглядом специалиста, не видящего ничего за пределами своей специальности и мнящего себя ученым. Они показывают 7, что нет данных, заставляющих считать неизбежным все лучшее и более полное развитие человечества, нет причин пола-:ать, чтобы люди улучшались и могли всегда обладать даже той долей удовольствия, доставляемого наукой, искус-:твом, благосостоянием. Видишь, что это может быть, а может и не быть; понимаешь, что условия, дозволяющие научную деятельность, могут быть уничтожены и что все, что делается в государстве и обществе, так или иначе на тебя ложится. И приходишь к необходимости быть деятелем в этом государстве или обществе, стараться, чтобы оно шло к твоему идеалу, чтобы как ты, так и другие после тебя, достигали наивозможного счастья. 15 мая 1884 г. Кристаллография и минералогия. Больше недели тому назад Глинка 8 предложил мне остаться при минералогическом кабинете. В виду невозможности для меня теперь ехать за границу (не хотел оставить мать) я согласился, хотя, может быть, плохо сделал. Придется заняться минералогией. У нас как-то узко понимают минералогию и считают ее чуть ли [не] за неправильную систематику. Мне кажется, здесь спутаны два разных отдела знаний: 1. Кристаллология - наука о строении твердых тел и 2. Минералогия. Собственно и сама кристаллология представляет из себя только часть совсем не разработанной науки о форме, о строении и изменениях строения материи (частичная физика), и сама минералогия [есть] часть геологии - именно та, которая занимается рассмотрением химических и фи-зических изменений материи у нас на земле, а отчасти и в небесных пространствах (метеориты, космическая пыль 6 То есть, что необходимо предпринять, чтобы достичь желаемой цели. 7 Смысл здесь неясен. Возможно, В. И. Вернадский имеет в виду данные, вытекающие, по его мнению, из научного мировоззрения и как части последнего - общей картины исторического развития человечества. 3 Константин Дмитриевич Глинка (1867-1927) - выдающийся русский почвовед, академик, ученик В. В. Докучаева, участник его нижегородских и полтавских исследований почв. В 1889 г. окончил физико-математический факультет Петербургского университета, специализировавшись по минералогии. Вероятно, предложение остаться после окончания университета при минералогическом кабинете было сделано К. Д. Глинкой В. И. Вернадскому по поручению В. В. Докучаева. 101 etc). Ход истории науки наложил свою печать на эти отделы; в виду легкости и разных обстоятельств, зависящих от личных качеств исследователей, обозначили как область кристаллографии, так и минералогии - твердыми состояниями материи, что представляет совсем искусственное и ничем не оправдываемое деление 9. Принимая представление о науке в общепринятом смысле, мы можем счесть за науку одну кристаллологию - науку о строении материи 10. Химия рассматривает переходы материи в тела различного состава, физика - действие сил на материю (физическая химия - действие сил, иначе сказать, состояний материи, на тела различного состава). Но кроме состава и состояний материи (сил) есть еще форма материи, ее строение. Сводим ли мы все на движение каких-то атомов (что, по моему мнению, может быть ложному, не совсем так) или предполагаем возможность таких устройств материи, при которых был бы относительный покой, мы должны признать, что есть что-то в свойствах материи, противящееся изменениям (инертность). Эта инертность прямо зависит от формы, от строения материи, и мы только тогда можем рассматривать явления природы, когда не будем забывать о форме и строении. Между тем, минералогия есть глава геологии и излагать ее, как отдельную "науку", не имеет никакого значения. 17 мая 1884 г. На пластинках слюды кристаллы из раствора осаждаются с особой правильностью. Очевидно, что существует какое-то притяжение: центры или, вернее, линии притяжения. Здесь сила тяготения действует различно от разных точек в зависимости от строения материи. Кажущиеся отступления от закона тяготения в молекулярном веществе зависят от неполноты и неточности формулировки закона, а не от отступлений от вполне верного и точного. В науке не может быть необъяснимых "исключений". Исследуя такие взаимодействия твердых и жидких тел, возможно глубже проникнуть в тайны природы. ... У меня все являются предположения, "идеи" ... Меня, например, теперь, когда почти решил, что останусь при минералогическом кабинете, сразу интересуют 3-4 вопроса: и о форме фигур в кристаллических пластинка, и о форме снежинок, о строении метеоритов, о подобных отложениях кристаллов, о положении горного дела. А при ступить ни к одной [теме] не смогу, думаю, и не хвати: у меня сил и способностей разрешить хоть одну, и выходят одни умствования, да проекты. 18 Мая 1884 г. ... Я хочу лично повидать главные страны и моря, о которых читаю в книгах. Я хочу видеть как тамошнюю природу, так и людей. Только тогда, когда человек путешествовал по наиболее разнообразным странам, когда он видел не одну какую-нибудь местность, а самые разные - только тогда приобретается необходимый кругозор, глубина ума, знание, каких не найдешь в книгах. Я хочу подняться и вверх, в атмосферу. И так будет... Теперь домашние обстоятельства мешают этому, но даже и теперь, начиная с 9 К вопросу о предмете кристаллографии и минералогии, их связи и различиях, историческом генезисе и т. д. Б. И. Вернадская впоследствии возвращался неоднократно (см., например, В. И. Вернадский. Избр. соч., т. IV, кн. 1, стр. 7-8). Дифференциацию научного знания, сопровождающуюся возникновением новых научных дисциплин и углубленном научной специализации, В. И. Вернадский рассматривал не как односторонним образом идущий, ничем не ограниченный в своем развитии процесс, а как такой процесс, который неизбежно и закономерно сопровождается противоположным ему процессом интеграции, синтеза наук. "Процесс "специализации, - писал Вернадский, - не есть что-нибудь внешнее, а есть необходимое следствие большого углубления и понимания науки. Как естественный процесс дробления совершается при росте клеточных организмов, так точно дробление и распадение наук происходит при сохранении их единства" (В. И. Вернадский. Письмо к Н. Е. Вернадской 26 августа 1891 г. ААН, ф. 518, оп. 7, ед. хр. 38, лл. 53-54). 11 В этом, может быть, излишне категоричном утверждении ска залось то большое естествен нонаучное и мировоззренчес кое значение, которое прида вал В. И. Вернадский кри сталлографии как науке, ис следующей структуру веще ства. "Данные кристаллогра фии, - писал впоследствии Вернадский, - тесно свя заны с научным мировоззре нием, чего теперь нет, ибо не сомненно глубокое философ ское значение кристаллографии вполне непонятно и неясно на шим современникам" (В. И. Вернадский. Письмо к Я. В. Самойлову. 14 июля 1900 г. ААН, ф. 518, оп. 3, ед. хр. 1994, л. 2). "Ясно вытекает глубокое значение изучаемых в кристаллографии вопросов для нашего научного миро воззрения. Философское зна чение этой отрасли физики выступает еще ярче и опре деленнее при систематическом изложении ее конкретных явлений" (В, И. Вернадский. Основы кристаллографии. Изд. Московского универси тета, 1903, стр. 39). В своей 102 этого лета, проделаю хоть что-нибудь. Счастливцы - которые имеют средства для этого, и я их имею, хотя, может быть, после у меня ничего не останется. Но в том знании, какое вынесу - сила, и за нее не дорого дать все состояние. [ время, что я употреблю на такое самообразование, не пропало, я возвращу его сторицею на работе на пользу человека. Чем больше знаний, тем сильней работник на этом поле. 21 мая 1884 г. Завтра у меня соберутся для обсуждения [вопроса] о народных библиотеках 11. Необходимо подумать и обсудить, какие книги должны предлагаться народу. Можно теперь [изложить] только самые абстрактные представления (мое мнение): 1. Необходимо, чтобы были книги по всем вопросам, волнующим народ: книги о землевладении, описание мест и путей в России (для переселенцев), объяснение народных прав, изложение разных вероучений, [о] народной шко-:е, царе. 2. Книги о природе - в популярном народном виде должны быть изложены все возможные научные сведения: о небе и земле, звездах, солнце, погоде, почве, растениях, животных, людях. Народные медицина и гигиена. 3. Рассказы из истории страны. Чем глубже в массу будут распространяться сведения, приобретенные наукой, тем лучше. Общей идеей нашей должно быть то, что народ должен понимать свои силы и права, должно быть то, чтобы приводить народ к сознанию, что надо ему самому управлять собой. Стараться доставить народу ряд практически необходимых и важных сведений, пытаться направить его мысль и убедить его в его силах. а. Государство и правительство существуют для наро-:а, а не народ для государства и правительства. б. Только тогда, когда большинство массы поймет и свое положение и свои силы, только тогда возможно более разумное ниспровержение нынешнего паразитного правительства. Для этого необходимо распространение знания, а для этого - народная литература. Что же нам распространять для народа и будем ли мы все одинакового мнения в этих вопросах? Стоит ли тратить свои силы на распространение и усиление тебе враждебного религиозного настроения, мистических взглядов и идей? Пусть без нас распространяют их другие, пусть не пускает глубоких корней фанатизм, и теперь завладевший массой. До сих пор народ не тронут научными знаниями. Старые идеи и старое мировоззрение, много веков тому назад отброшенное наукой, владеет им. Едва-едва, с большим трудом входят в массу научные знания; причина - отчасти исторически сложившиеся обстоятельства, сделавшие из масс одно орудие привольной жизни стоящих у кормила правления, отчасти малая работа в этом направлении лиц, сознающих подобное печальное и опасное положение вещей. Что же должно поставить нашей идеей, нас всех связующей? Стараться распространить в народе научное ми- преподавательской деятельности сам В. И. Вернадский стремился к тому, чтобы до нести до аудитории эти важные мировоззренческие аспекты кристаллографии как науки, о чем свидетельствуют, например, его блестящие "Ос новы кристаллографии" (1903 г.). О постановке своего лекционного курса кристалло графии в Московском уни верситете в 1890-е годы В. И. Вернадский писал: "Чи таю вкратце и главным обра зом стараюсь освещать с общей философской точки зрения: с точки зрения теории мате рии и связи наших отвлеченных воззрений с данными опыта и наблюдения" (В. И. Вер надский. Письмо к Н. Е. Вер надской 13 сентября 1893 г. ААН, ф. 518, оп. 7, ед. хр. 40, л. 71). Показательно так же, что молодого ученого, как это видно из дневниковых за писей 1884 г., уже не удовлет воряет традиционное название этой отрасли знания ("кристал лография"), вероятно, по той причине, что в нем делается упор на внешнюю, описатель ную сторону науки о кристал лах ("графо" - писать, опи сывать), и он предпочитает не редко употреблять другой термин - "кристаллология" (т. е. наука, учение о крис таллах), как более отвечаю щий существу дела. 11 В мае 1884 г. В. И. Вернад ский совместно с С. Ф. Оль денбургом, И. М. Гревсом, А. Н. Красновым и др. входит в кружок, целью которого было изучение народной литера туры в прошлом и настоящем, составление ее общих и ре комендательных каталогов, соз дание народных библиотек и т. п. Для петербургской об щественной жизни 1880-х го дов этот кружок был харак терным явлением. В кружок входили молодые люди, кон чающие или кончившие уни верситет, большинство кото рых впоследствии стало вид ными научными и обществен ными деятелями. 103 ровоззрение; дать ему верное представление о том, в каком положении он находится в государстве и чем он должен быть; доставить ему сведения, необходимые как в обыденных делах, так и в жизни. 26 мая 1884 г. Сегодня обратился к профессору Докучаеву 12 с предложе нием, не надо ли привезти образцы почв из Новомосковского уезда Екатеринославской губернии 13. Он мне на это заметил, что очень хорошо и дал программу, на что обращать внимание и как брать. Советовал особенное внимание обратить на [...] 14 и почвы лесов. Я доволен этим вследствие того, что, беря таким образом обязательство сделать хоть что-нибудь, я ста новлюсь в необходимости избавиться от своей застенчивости и делать знакомства etc. Необходимо исполнить это. В пер вый раз в жизни я поставлен сразу в самостоятельные и житейские и научные обстоятельства. 7 июня 1884 г. Правильное осаждение кристаллов на пластинках других веществ, должно быть, указывает на существование известного притяжения между этими веществами, [которое] сведется на законы тяготения. Есть возможность, мне кажется, проследить связь между такими сростками и горными породами; здесь будут возможны и должны быть употреблены два пути: синтез - нахождение переходов и наблюдение природных явлений; особенное внимание надо обратить на гнейсы, письменньй гранит, сланцы и т. п. Нахождение этой связи дозволит приложить законы тяготения к объяснению строения этих пород, а eo ipso15 земной коры, составляющей теперь одно собрание фактов. Мне кажется, что пришло время геологии выйти из своего наблюдательного положения и что опыт а с ним вместе математический метод, должен войти в свои права. Это может сделать наука о законах строения твердого вещества - кристаллология. Первым делом для такого движения науки необходимо исследовать сростки. Удачной постановкой опытов возможно найти сперва эмпирическую, а потом, может быть, и теоретическую связь их с силой тяжести. Здесь очень может быть мы видим такое же влияние строения материи на силу тяжести, как оно сказывается в фигурах поляризованного света и т. п. (скажется, вероятно, и в интересующих меня фигурах поляризованной теплоты, поляризованных актинических лучей, фигурах акустических и электрических). Принимая при объяснении разного рода явлений материю построенной однородно, способной одинаково проводить силы во все стороны, мы получаем только первое приближение до явлений природы и необходимо должны отказываться по трудности от объяснения многих фактов. Такого рода положение должно быть прекращено. I Строение материи должно приниматься [во внимание] в физических теориях сил. Такое захватывание минералогией области (вследствие исторического развития науки), касающейся наиболее I глубоких вопросов, нас волнующих, особенно меня, и заставляет посвятить себя ей, а не геологии; меня удивляет то, что на минералогию смотрят, как на узкую "науку". 12 Василий Васильевич Докучаев (1846-1903) - выдающийся естествоиспытатель, основоположник современного почвоведения, учитель и друг В. И. Вернадского, оказавший на формирование и развитие научных интересов молодого натуралиста самое непосредственное л плодотворное влияние. Светлые воспоминания о своем учителе В. И. Вернадский сохранил на всю жизнь. Памяти В. В. Докучаева посвящена замечательная статья В. И. Вернадского "Страница из истории почвоведения" (см. В. И. Вернадский. Очерки и речи. Вып. 2, 1922. См. также переписку В. В. Докучаева и В. II. Вернадского в кн.: "Научное наследство", т. 2, Изд. АН СССР, 1951). 13 Июль-август 1884 г. В. И. Вернадский проводит (с кратковременным выездом в Пе тербург) в Екатеринославской (деревня Александровка) и Ни жегородской (город Василь сурск) губерниях. Здесь он сначала самостоятельно, а за тем под руководством В. В. До кучаева (в Васильсурске) ведет обследование почв, животного и растительного мира, а также изучает состояние сельского хозяйства, ведет наблюдения за погодой, исследует геоло гические особенности местности, изучает сельский быт и нравы, путешествует по Волге, Суре, Ветлуге, а затем Днепру. 14 Слово неразборчиво. 15 Тем самым (лат.). 104 15 июня 1884 г. Конечным явлением жизни каждого лица, и меня в том числе, будет смерть. После нее я перестану существовать и не будет ничего; не знаю, страшно ли подобное ощущение, оно больше страшно и смерть кажется страшной только тогда, когда приноравливаешь бездеятельность и прекращение [жизни] к ныне существующей живой личности; для нее смерть кажется чем-то страшным, но так как после смерти ее не будет, то и страх смерти для нее существовать не должен. Мне страшны мучения, которым я могу подвергнуться при разрушении, но только потому, что я их могу чувствовать и могу понимать; разрушение - смерть - страшной быть не может для меня, так как тогда ни чувствовать, ни понимать я не буду в состоянии. Не признавая [ни] души, ни загробной жизни, я не вижу, чтобы тут происходило какое-нибудь лишение. Согласен, что, может быть, есть известные услады, доставляемые верой, и человек, искренне верующий и имеющий надежду на загробную жизнь, имеет некоторые удовольствия, каких я иметь не могу. Но, с другой стороны, и у меня могут быть такие [удовольствия], каких у него не может быть, да и, наконец, такая вера, может быть, приятна, когда нет ни малейших сомнений; она так же приятна, такой же обман чувств, как обманывают себя разные помешанные, якобы владеющие теми или другими благами. Итак, все заключается в этой жизни, а не в одной или сотне других, якобы следующих за нею. II в этой [жизни] надо стараться достигнуть наивозможного счастья. Оно может быть различно, но необходимо выбрать лучшее, по своим стремлениям. Я, например, нахожу, что наибольшей возможностью ставить жизнь по-своему или, вернее сказать, быть в ней самостоятельным (во вне зависимости от других) - я буду обладать, когда буду возможно могущественнее умом, знаниями, талантами, когда мой ум будет наивозможно разнообразно занят, когда я буду иметь наивозможно больше власти и значения среди окружающих меня людей. Итак, необходимо приобрести знания, развить ум, добиться власти. Затем есть две цели - 1) развитие науки, т. е. наслаждение, которое мы испытываем при познании более того, что знают до нас и 2) развитие человечества - т. е. наслаждение борьбой из-за проведения в жизнь идеалов, противовес тому неприятному чувству, которое испытывается всяким мыслящим лицом при размышлении о цене получаемых им благах мира сего. Первое дело: 1) Выработка характера. Преимущественно следует: откровенность, не боязнь высказывать и защищать свое мнение, отброс ложного стыда, не боязнь доводить до конца свои воззрения, самостоятельность. Выработка речи. 2) Образование ума: а) Знакомство с философией, б) Знакомство с математикой, музыкой, искусствами etc. Окончание в N 12. 105 В. И. Вернадский в период пребывания в Париже Из дневников В. И. Вернадского 18 июля 1884 г. Придется, если будет хоть немного времени, подготовиться на тему: "Польза науки для сельского хозяйства" и читать ее в Научно-литературном Обществе17. Важность этого для меня не в том, чтобы напечатать, а в том, что я таким образом приобрету и приведу в систему факты и буду eo ipso18 в состоянии бить в спорах фактами, не буду находиться в том положении, как теперь, когда фактов знаю мало и приходится разъезжать на общем. Идеей такой работы будет главным образом значение наук наблюдательных: зоологии, ботаники, метеорологии, геологии. Необходимо указывать на то, что достигнуто вследствие развития этих наук для земледелия: Состояние предсказания погоды в Западной Европе исключительно в полученных результатах. Результаты деятельности агрономических станций. Результаты исследования жизни насекомых для земледелия; исследование других вредных и полезных зверей; результаты химического и физического исследования почв; искусственное орошение; механические орудия; борьба против засух, изморозей и т. п. 19 июня 1884 г. Одно время, давно теперь, я увлекался позитивной философией Огюста Конта, и это увлечение прошло невозвратно. Понятно, есть много, и даже очень много, в ней безусловно верного - это то, что философия должна основываться на данных науки, да это и не раз повторялось до Конта. Заслуга его та, что он смог так высказать это, что повлиял на многих. Но главные основания его постановки вопроса кажутся мне неважными. Во-первых, три пресловутых закона развития: теологический, метафизический, научный. Это обобщения, не совсем верные, и даже если бы они были и вполне точны, то придавать им такое значение, какое придает им Конт, - нельзя: они интересны для развития человеческого ума, важны, как Факт, но имеют значение только исторического обобщения. Вообще Конт слишком высоко ставит ход человечес- В. И. Вернадский, профессор Московского университета, 1901 г. 17 Студенческое научно-литературное общество было создано в Петербургском университете в 1882 г. На почве общих научных, философских и литературных интересов оно стремилось объединить все наиболее прогрессивные силы студенчества того времени. Из числа членов Общества вышли впоследствии крупнейшие ученые России - В. . И. Вернадский, С. Ф. Ольденбург, А. Н. Краснов и др. Активное участие в жизни Общества принимал брат В. И. Ленина Александр Ульянов. 55 Окончание. Начало см. в N 10, 1967 г. Примечание И. И. Мочалова 13 Тем самым (лат.). кого знания и подчиняет этому ходу систематизацию самого знания. Мы знаем, что приобретенное человеком не шло в строгом непосредственном последовании сообразно своей естественной связи. Темно выразился: ход истории указывает нам, что представления и знания шли не по связи внутренней, а в зависимости от свойств человеческого ума. Философия должна обнимать знание не так, как оно развивалось, а как оно нам кажется теперь наиболее верным. На этом основании Конт был неправ, когда [он] принял как важное разделение знания на отдельные науки - это не более как путь приобретения человеком знания, а не важное само по себе. Классификация наук Конта потому мне кажется не имеющей иного значения, как попыткой, неудачной, улучшить орудие развития человека19. По моему мнению, знание - наука - есть общее мировоззрение, более пли менее распространяющееся и касающееся каждого частного явления. Каждый человек должен обладать наивозможно большим знакомством с общими выводами [науки], [уметь] связывать их, знакомством с методами приобретения знания, и затем знать отдельных фактов только столько, сколько требуется для понимание общих выводов, для практической жизни, для развития отрасли науки, им излюбленной. Деления на науки чисто произвольны20. Мы знаем только о том, что существует материя. Кроме того, в нашей фантазии создается особый мир - мир, близкий к существующему, но образованный путем отвлечения от материи тех или других нераздельных ее признаков - математика. Итак, знание о материи и знание о мире математическом. Чем больше мы оставляем при отвлечении свойств материн - тем ближе мир математический приближается к миру материи. Но мы познаем не мир материи, как он есть, а не доходим до него - мы только познаем приближение к нему. Узнаем отношение человека к окружающей его природе, а так как сам человек есть нераздельная часть природы (материи), то человеческого, de facto не существующего, в представлениях немного. В свою очередь, мир математики заходит за пределы истины и истинное представление о существующем находится между ними, ближе к тому или другому представлению. Я сказал, что мир математики образовался путем отвлечения от материи тех или других ее свойств. Такой путь дает возможность бесконечного развития этого метода, и мне кажется, что возможно ожидать больших успехов в познании истины путем развития технической геометрии, создания такой отрасли математики, где [были] бы движение, сочетание, где бы, наконец, сложение, вычисление касались не бесформенных частичек, а частичек с разнообразным строением. В случае необходимости мы представление о природе принуждены разбить на целый ряд "наук", связанных между собой непрерывной цепью переходов. Во-первых, мы рассматриваем материю и ее свойства вне явлений, по возможности нам являющихся - физика, химия, кристаллология; во-вторых, природа, как она нам является: астрономия, геология и т. п. Наконец, наука о жизни. 9 Впоследствии в работе "О научном мировоззрении" В. И. Вернадский, вновь возвращаясь к характеристике позитивизма, значительно углубляет его оценку, подвергая особенно резкой критике позитивистское понимание соотношения частных наук и философии. В этой критике, относящейся к 1902 году, нельзя не видеть преемственной связи с критикой 1884 года. В. И. Вернадский подчеркивает, что "знаменитая схема позитивизма" есть именно только схема, не опирающаяся на реальные факты истории развития человеческой мысли. Попытки представить дело таким образом, будто в настоящее время наступил такой момент, когда философия перестает существовать как самостоятельная форма сознания и "в будущем должна быть заменена наукой", что "созидательная и живительная роль философии для человечества кончена", квалифицируются В. И. Вернадским как резко противоречащие прежде всего научным же данным, так как в действительности, "изучая историю научного мышления, мы видим, что философские концепции и философские идеи входят как необходимый, всепроникающий науку элемент во все время ее существования". В. И. Вернадский отмечает, что позитивистская концепция, стремящаяся похоронить философию, на деле сама "представляет не что иное, как отголосок одной из философских схем", т. е. по сути сама есть также определенная философия. В этом смысле уже сам факт существования позитивизма говорит против его собственных утверждений. В целом позитивистское понимание соотношения частных наук и философии характеризуется Вернадским как "ненаучная абстракция", как "не отвечающая действительности схема", которая "едва ли может выдержать пробу научной проверки" (В. И. Вернадский. Очерки и речи. Вып. 2, 1922, стр. 20, 22-23). В этой связи вызывают недоумение бездоказательные утверждения В. П. Яковлева о "предрассудках позитивизма, унаследованных (?!) В. И. Вернадским еще с 80-х годов XIX века" (В. П. Яковлев. В. П. Вернадский о соотно- 3 июля 1884 г. Есть вопросы в сельском хозяйстве, на которые необходимо направить наличные научные силы. Таковы для здешней местности21: вопросы о вредных насекомых (жуках и т. п.), грызунах и о малом количестве осадков. Для истребления первых врагов необходимо найти средства. Меры, предлагаемые . теперь, или действительно неисполнимы, или требуют больших затрат, чем привыкли тратить помещики при своем хищническом хозяйстве. Вообще в возражениях и жалобах на бесплодность мер против всех этих бедствий много утрировки. Вы нам, де, советуете меры, которые будут дорого стоить и т. п. Наука негодна и т. п. Необходимо ближе ознакомиться с предлагаемыми мерами и возражениями против них. Другой вопрос - орошение. Здесь есть три пути: лесоразведение, дренаж и затем предсказание погоды и устройство хозяйства, приноравливаясь к известному распределению осадков во времени. Есть такие необходимые меры борьбы, которые не по силам одному хозяину, а должны быть сделаны на средства земства или государства - истребление оврагов, оно может быть успешно только [тогда], когда истребляют всюду, не минуя ни одной десятины. 20 июля 1884 г. Мне пришлось этим летом видеть две больших реки России - Волгу и Днепр. До сих пор я мог судить о реках только по Неве в городской ее части, да по тем рекам и речкам, которые переехал по железной дороге. Я знал о реках и их влиянии по тому, что читал давно, с детства - и читал я много, но неясно представлялись мне эти стоки жидкости на поверхности нашей планеты. Только теперь, когда я видел их воочию, я впервые понял всю их силу и все их могущество. Тихо, медленно, изо дня в день размывая и слагая твердый материал своих берегов, они текут, несут свои воды, несут награбленное у земли, у материка и сносят его в море, загромождая свои устья. Велика река ночью, когда ясная ее поверхность едва колеблется от расходящейся зыби, когда пароход скользит по ней, и, разбивая ее поверхность, отбрасывает волны на берега реки. Здесь они находят одна на другую, сливаются, сцепляются, и шум от них едва-едва слышится нам вдали. Когда заходит солнце и разноцветные облака востока неба отражаются в зыби реки, когда они, сливаясь, дают пеструю картину отраженных цветов, когда ничего невидно на берегах - крутом и высоком правом и песчаном левом-тогда в душу проникает какое-то спокойствие. Ты, думается мне, принадлежишь к той расе, которая при самых неблагоприятных условиях победила, покорила реки, и ты один решаешься нарушать покой векового старца-реки. Все живое перед ней отступает, ночью птица не скользит по ее поверхности, рыба спит, а ты идешь и гонишь к берегам шении науки, философии, религии и морали. "Некоторые вопросы исторического материализма". Изд. Ростовского университета, 1962, стр. 85). Только непониманием существа взглядов В. И. Вернадского на философию можно объяснить попытки приписать ему "типично позитивистский," взгляд, что будто бы "истина раскрывается лишь в "положительной" науке, а философские представления слагаются из одних субъективных миражей" (Б. П. Яковлев. Эволюция социальных и философских воззрений В. И. Вернадского. "В. II. Вернадский. К столетию со дня рождения.". Изд. Ростовского университета. 1963, стр. 23). О" якобы свойственном В. II. Вернадскому "грузе позитивизма, как проявлении... буржуазного (!) сознания." пишет также И. А. Козиков (И. А. Козиков. Философские воззрения В. II. Вернадского. Изд. МГУ, 1903, стр. 64), Д. И. Гордеев и Е. А. Куражковская, ссылаясь на работу В. И. Вернадского "О научном мировоззрении" - т. е. именно на тот труд, в котором, как это было показано выше, была дана наиболее развернутая критика позитивизма.- упрекают ученого в "позитивизме в научных высказываниях" (Д. И. Гордеев, Е. А. Куражковская. Кризис теоретической мысли в геологии на рубеже XIX и ХХ вв. "Вестник МГУ", серия VIII, 1967, N 1, стр. 43), обнаруживая тем самым элементарное непонимание этой замечательной работы В. И. Вернадского. Однако если бы в этом мифическом "позитивизме" действительно заключалась точка зрения В. И. Вернадского, то он никогда, в частности, не мог бы отстаивать положение о единстве, неразрывности науки и философии, не мог бы постоянно подчеркивать великую ценность философии для развития науки. Ибо ясно: то, что состоит из одних только "субъективных миражей", никак не может находиться в единстве с тем, что заведомо из "миражей" не слагается, не может представлять для последнего никакой реальной ценности. Произвольно "причесывая" взгляды В. И. Вернадского под "позитивистские>, 57 ее воды - они расступаются и плачут монотонно о начале своего покорения. Будет время - река совсем будет побеждена и будет производить ту работу, какая нужна мне, человеку. Когда будет это время - а теперь еще далеко [до него] при тех худых отношениях людей друг к другу, какие теперь существуют. Теперь Волга еще не покорена человеком и всюду видны следы ее неприязненных действий. Вот Макарьев монастырь - он стоит довольно далеко от воды и около него внизу обрыва, на котором он белеет, стелется большая песчаная отмель. Но так было не всегда: еще 5 лет тому назад не было этой отмели и волны Волги подмывали берега Макарьева - базарная площадь, где когда-то бывала знаменитая ярмарка, теперь Нижегородская, смыта и исчезла в Волге; отдельные пристройки монастыря исчезли и еще год-два работы и монастырь не устоял бы - но Волга вдруг переменила направление и стала подмывать правый берег. Лет 15-20 тому назад пароходы ходили по старой Волге и не могли ходить там, где ходят теперь в новом русле, образовавшемся лет 30-40 тому назад; теперь фарватер изменился и в старом русле не могут ходить пароходы, а ходят по новому Волжскому руслу. Было время, Сура и Волга в Васильсурске смывали те или другие части города: исчезла под водой базарная площадь и целый ряд домов, стоявших ближе к воде, но лет 5 тому назад Сура в две весны прорыла перешеек в 100 саженей ширины и 50-100 длины и стала впадать в Волгу совсем в другом месте - а старое русло осталось в виде более мелкого канала между Волгой и Сурой - но и теперь он мелеет - Сура отлагает здесь массы песку и скоро уже старое Сурское русло отмелью отделится от Суры и будет как бы глухим заливом Волги. Волжский фарватер бил в остров лунообразной формы и каждый год уносил до 10 саженей земли, теперь и Сура переехала к этому острову и бьет его с другой стороны. Волжский фарватер уносит землю от перешейка, отделяющего Волгу от Л утовского затона, старой старицы, где когда-то было течение вод Волги; года через 2-3 она прорвет этот перешеек и пароходы будут ходить по Лутовскому затону - Волга оставит в стороне от себя старинный прибрежный город Васильсурск. 8 августа 1884 г. Часть Васильсурского уезда 22 еще недавно представляла из себя сплошные девственные леса - хвойные на севере и лиственные на юге и в немногих других местах. Почва хвойных [лесов] большей частью песчаная, а лиственные (дуб, осина, липа, береза) на глинистой почве (Мелковка. Сапино, Юрино). Эта глинистая почва образовалась, по-видимому, вследствие наноса весенними разливами. Теперь эти леса вырубаются; принадлежат они большей частью помещикам (Шереметьеву, Голицыной, Матвеевскому) и казне; крестьянам досталось очень мало. Сохраняются только казенные леса; помещики и купцы вырубают безжало- В. П. Яковлев, И. А. Козиков, и др. "уличают" его в отсутствии логической последовательности, в действительности обнаруживая эту непоследовательность у самих себя. 20 Принципу целостности, единства научного знания В. И. Вернадский придавал чрезвычайное большое значение. Этим объясняется его настороженное, скептическое отношение к различного рода искусственным попыткам дать классификацию наук, предпринимавшимся в прошлом рядом философов (Конт, Риккерт, Виндельбанд и др.). 21 Имеется в виду Новомосковский уезд Екатеринославской губернии. 22 Нижегородской губернии. 58 стно. Так, Шереметьев вырубил уже более 10000 десятин, Матвеевский ежегодно вырубает до 20000 деревьев (строевых). На месте вырубленного редко что родится - почва никуда не годится; после хвойных [остаются] одни дюны. Таким образом, происходит вредная работа, так как при подобном первобытном ведении хозяйства портится достояние всего государства. Не касаясь спорного и неясного для меня вопроса о влиянии леса на климат и на наземные воды, вред лесоистребления я вижу здесь в том, что истребляется накопленный веками строительный материал и что земля, которая давала пропитание человеку, перестает его давать и делается негодной для него. Десятина леса здесь вполне вырастает в 150-200 лет и, разделя [лес] на правильные участки, на 150, 200 [лет] возможно пользоваться лесом постоянно. Пора смотреть на леса, как на такие же полезные и подчиненные человеку насаждения, как хлебные поля или как поля растений, необходимых в технике. Разница вся в том, что леса труднее развести, а потому, где они есть и где кроме них ничего расти не может, там надо пользоваться ими с разумом. Иначе это есть кража, воровство общего достояния и против хищников вроде Матвеевского, Шереметьева необходима власть закона. 28 августа 1884 г. Мне кажется, упущена одна сторона минералогии, имеющая большую важность. Это географическое распределение минералов. Уже давно и постоянно обращают внимание на месторождения: в кабинетах группируют и сортируют, ценят минералы по месторождениям, но обработки [полученных данных] нет. Между тем, минералы - суть памятники реакций, происходивших на земном шаре, по ним можно восстановить несколько тот химический процесс, какой происходил и происходит на земле. Кто знает, может быть, есть законы в распределении минералов, как есть причины, возможности образования той или другой реакции именно в этом месте, а не в другом. Историю планеты можно рассматривать как историю интенсивного изменения материи в одном месте мирового пространства, и этот ход [изменения материи], без сомнения, совершается с большой правильностью. Гипотеза Лапласа - Канта уже предполагала такой взгляд на планету, но она касалась только самого простого случая и не могла разработать его вполне. Минералогия должна дать ответ на наш случай; исследуя распределение реакций на земле в пространстве и времени, она даст нам ответ на [вопрос о] законах изменения материи, ныне совершающихся в небесном пространстве 23. Метеориты, может быть, могут указать на другой интересный факт. У нас на земле все совершается при мало изменяющейся силе тяжести, тогда как на других телах сила тяжести иная и реакции должны быть несколько иные. 23 Здесь В. И. Вернадский дает поразительное по своей цельности и глубине изложение основных идей генетической минералогии, разработка которых на протяжении последующих 60 лет привела его к ряду выдающихся научных открытий и к созданию новых научных направлений - геохимии, биогеохимии, радиогеологии. 30 августа 1884 г. Изучение связи между кристаллической формой и составом, мне кажется, надо поставить на другую ногу. Необходимо рассматривать тела диморфные и исследовать разность их химических свойств, подобно тому как есть связь в энантиоморфных 24 кристаллах между расположением пластинок и вращением плоскости поляризации. Я хочу взять арагонит и кальцит 25 или какое-нибудь другое подобное тело и исследовать их разное действие как в физических, так и в химических действиях; необходимо брать численные факты: растворимость, противодействие кислотам etc. Выражая разные связи эмпирическими законами и вообще числами, можно, может быть, найти числовую связь. Еще лучше взять тела, подобные рутилу и анатазу 26 (одной системы). Здесь подходили с другой стороны к вопросу, какой думали разрешить изоморфизмом. Неизменным остается химический процентный состав, изменяется кристаллическая форма: если изменение формы зависит от особой группировки атомов в молекуле, то это должно иметь влияние на разные другие качества вещества и их можно связать с формой (изменением). 27 сентября 1884 г. Разбираясь несколько в фактах оптических свойств, поражаешься массой произведенных измерений, нагроможденных без всякого толка. Трудность их велика, точность не особенная, выводов не сделано. Мне кажется, что оптическими исследованиями кристаллических средин воспользовались только с одной стороны - теории света, но это есть равно и явление строения [кристаллов] и это как-то не обращало на себя внимания. 11 января 1885 г. Что такое пространство и время? Вот те вопросы, которые столько веков волнуют человеческую мысль в лице самых сильных ее представителей. И если бы мы, отрешась по возможности от всех тех представлений о пространстве и времени, которые ныне господствуют в философии, запутавшейся в сложных явлениях человеческих впечатлений, здравого смысла, обыденного знания, перенесли решение этого вопроса на более абстрактную почву, может быть, мы достигли бы какого-нибудь результата. Бесспорно, что и время и пространство отдельно в природе не встречаются, они неразделимы. Мы не знаем ни одного явления, которое не занимало бы части пространства и части времени. Только для логического удобства представляем мы отдельно пространство и отдельно время, только так, как наш ум вообще привык поступать при разрешении какого-нибудь вопроса. В действительности ни пространства, ни времени мы в отдельности не знаем нигде, кроме нашего воображения. Что же это за части неразделимые -- чего? Очевидно того, что только и существует, это - материи, которую мы разбиваем на две основные координаты: пространство и время. 24 То есть, диссимметрических, вращающих плоскости поляризации света вправо или влево. 25 Арагонит, кальцит, рутил, анатаз - природные минералы. 26 См. прим. 25. В. И. Вернадский в год ухода из Московского университета, 1911 г. 60