Book:1988:History Кристаллография в XVII столетии (с. 176-178) КРИСТАЛЛОГРАФИЯ В XVII СТОЛЕТИИ История развития знания известна нам только в самых общих чертах. Даже картина этого развития во многом неверна и основана на быстрых, случайных обобщениях. Ни общие законности, которые могут быть подмечены в ходе этой истории, ни связь развития знания с общим состоянием мысли, культуры и интересов периода совершенно неясны и непонятны. Внезапные остановки в этом развитии и столь же быстрые - в течение немногих лет - движения мысли вперед кажутся нам чем-то случайным, не подверженным никаким уловимым причинам. Как, в самом деле, уловить причины появления близких талантов приблизительно в близкое время и последующий за их появлением упадок? Великие художники, музыканты, ученые появлялись плеядами и надолго после-иногда м[ожет] б[ыть] навсегда-иссякала в этой области работа и движение человеческого духа. Стоит вспомнить философов, почти современников - Гоббса, Декарта, Спинозу, Лейбница; художников - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микельанджело Буонарроти и т. д., и т. д. Есть ли в этом на первый взгляд хаотичном и непонятном явлении правильности? Чем регулируются законы развития человеческого духа? Едва ли можно свести объяснение этих явлений к влиянию среды и внешних причин, так как среда, и эти внешние причины в конце концов сведутся к тем же самым проявлениям личного гения [I]. Решить эту задачу мы теперь не можем, но важно ее констатировать и особенно любопытно выяснить один факт, который нередко сопровождает подобного рода явления. После более или менее продолжительного упадка через некоторое время - иногда в другой стране и другой обстановке - вновь является плеяда талантливых людей, которая частью продолжает, частью вновь независимо переделывает забытую или искаженную работу своих предшественников. Между ними - период застоя - период отсутствия творчества [далее три слова неразборчиво.- Ред.]. Один из очень ярких примеров такого явления я имею намерение разработать в этом очерке. В истории кристаллографии XVII столетия] мы видим непрерывный рост, приведший почти ко всем обобщениям, теперь известным, тесно связанный с философским мировоззрением того времени. Глубоко талантливые люди, явившиеся вождями человеческой мысли - Кеплер, Декарт, Гассенди, Бойль, Гюйгенс и др. взяли эти вопросы в свои руки, продумали их, двинули вперед и передали потомкам. В их работе, и работе шедших с ними рука об руку ученых с менее смелой мыслью, мы видим ясно развитой целую область человеческого знания, которая как-то внезапно, быстро и бесследно исчезла из научного обихода, прошла бесследно в истории развития, и в конце XVIII ст[олетия] началось новое, более трудное завоевание давно известного, которое закончилось на наших глазах. И, можно сказать, значение кристаллографии для общего мировоззрения, ясно, сильно и глубоко внушенное учеными XVII столетия, было совсем потеряно и должно быть еще натуралистами добыто. Работа ученых XVII ст[олетия] пропала целиком, и в современных научных компендиях сохранилось несколько имен, [таких], как имена Гюйгенса, Стенона, Левенгука- случайные добытки позднейшей случайной эрудиции. Сделанные и приписываемые им открытия были в XVIII и начале XIX ст[олетия] вновь независимо от них добыты. Правда, известная преемственность сохранилась, и ученые XVIII стол[етия], например, основатель научной кристаллографии Р. Делилль обладал недюжинной начитанностью и на нем можно видеть влияние кое-каких писателей XVII стол[етия]. Но это были исключения, и эти исключения касались отдельных частных фактов. Имевшиеся же налицо общие данные и все материалы и законы, лежащие в основе всей нашей науки, не были замечены и были вновь добыты в конце XVIII - начале XIX стол[етий]. 178 Очевидно, возможность поставить вне сомнения это явление в области мысли заслуживает полного внимания и вполне оправдывает то изучение этих старинных писателей, которое мною здесь предпринято. Ибо история развития кристаллографии \footnote{К сожалению, такой работы вполне цельной нет [2].} в тех немногих работах, которые ей посвящены, рисуется совершенно иначе, ложно и неправильно. Двойной период открытия всех ее законов оставлен совсем без внимания. Но помимо этого, чисто внешнего, хотя и крайне важного - выяснения, изучение писателей XVII в. имеет еще значение потому, что открытие ими законов кристаллографии шло иначе, чем в XVIII и XIX веках, и иногда необыкновенно ясно связано с основными философскими воззрениями, откуда достигалось дедукцией или необыкновенно прозрачно указывает на живую мысль, приводившую к открытию, или тот сокровенный духовный смысл, который позволял вести нередко тяжелые, утомительные, безнадежные, на первый взгляд, исследования. Нередко мы можем здесь присутствовать как бы при процессе открытия, его улавливать. А так как оно делалось нередко независимо несколько раз, то понятно, [что] такие данные могут дать материал для психологии творчества, вопрос - столь мало разработанный и еще менее собранный. [Кроме того] в первый период развития кристаллографии, в XVII ст[олетии], мы наблюдаем повсюду тесную связь ее изучения с т[ак] называемой] философией природы и общими философскими исследованиями вещества, которые тогда резко и сильно ставились. Эта связь исчезла при возрождении кристаллографических законов в XVIII- XIX стол[етиях], и столь важные для понимания основных вопросов философии природы, научного мировоззрения вообще, данные кристаллографии оказались совсем не связанными, далекими от тех теоретических попыток объяснений природы, которые рождались в таком огромном количестве в XVIII-XIX столетиях]. Все наши современные натурфилософские воззрения тесно и непрерывно сводятся к научным и философским течениям XVII стол[етия]. Понятно поэтому, что изучение истории кристаллографии этого времени, тесно шедшее с развитием философской мысли, позволит яснее уловить значение - согласие или противоречие данных кристаллографии с основными современными философскими воззрениями о природе. [1903] ================================== Comments: ============= КРИСТАЛЛОГРАФИЯ В XVII СТОЛЕТИИ Публикуется по тексту рукописи (ААН, ф. 518, оп. 1, д. 168). Она хранится среди черновиков, планов и библиографических заметок к работам В. И. Вернадского, относящимся к 1900-1904 гг. и, по-видимому, представляет собой набросок вступления к книге <Основы кристаллографии> (М., 1903). Вероятно, первоначально автор предполагал дать более подробную характеристику кристаллографии XVII в., показать ее развитие в связи с историей естествознания того времени. В архиве Вернадского вместе с рукописью хранится следующий план работы: <Зарождение кристаллографии. Связь со старыми воззрениями. Коперник, Энцели[й]. Первые научные работы Кеплера. Тесная зависимость его мировоззрения от Коперника. Положение Кеплера в науке и философии его времени. Два разных течения. Связь с натурфилософией. Италия... Парацельс. Отсюда самостоятельно - Дависсон, Кирхер, пошедший по неверному пути... Философские течения: Декарт (влияние Кеплера). Гассенди, Бартолин (перевел Декарта и стоял к его воззрениям очень близко). Зарождение натуралистов: Листер. Дана? Бокконэ? Левенгук, Бойль и Гук, Гульельмини и Гюйгенс> (ААН, ф. 518, он. 1, ед. хр. 168). Каких-либо черновиков или фрагментов, продолжающих изложение, среди архивных материалов В. И. Вернадского не найдено.- В. С. Неаполитанская, Н. В. Филиппова. 1. Этой ошибочной точки зрения, приписывающей решающую роль в истории личному гению, психическому складу личности и т. п., последовательно Вернадский в сущности никогда не придерживался. На рубеже XIX-XX вв. у него можно встретить положения, явно отдающие предпочтение народным массам как главной движущей силе истории. В дальнейшем возобладала именно эта линия развития социально-исторических воззрений Вернадского. В этом наброске обращает на себя внимание присущая Вернадскому уже в ранние годы глубина постановки вопроса. Так, в этой краткой заметке отчетливо выступают идеи о необходимости исследовать закономерности движения научной мысли, намечается анализ научных революций, а также высказывается замечательная мысль об изучении психологии научного творчества, в частности, изучения повторных открытий. В последующих работах Вернадского эти идеи получили дальнейшее развитие. 2. Одна из первых попыток дать связное изложение истории кристаллографии была предпринята самим Вернадским. См.: Вернадский В. И. Основы кристаллографии. М., 1903 (гл. 1. Очерк развития кристаллографии). Из новейшей литературы см.: Шафрановский И. И. История кристаллографии с древнейших времен до начала XIX столетия. Л., 1978; Шафрановский И. И. История кристаллографии. XIX век. Л., 1980.