ВОПРОС О ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛАХ В РОССИИ С XVIII ПО XX в. ВОПРОС О ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛАХ В РОССИИ С XVIII ПО XX В. (Фрагменты) 333 Вопрос о естественных производительных силах нашей страны, мне кажется, сейчас, в эпоху величайшего разорения и разрухи нашей страны, в эпоху ее обнищания, приобретает особое значение. И действительно, мы видим, что, несмотря на переживаемое нами революционное движение и гражданскую войну ... он не сходит с нашего поля зрения. Мне кажется, он должен сейчас обращать на себя особое внимание русского общества. И должен обращать по двум причинам: 1) потому, что только правильным, быстрым и разумным использованием естественных производительных сил нашей страны мы можем выйти из тех ужасов, в каких приходится нам жить, когда миллионы людей умирают от голода <...> и 2) потому, что русский народ сейчас неизбежно роковым образом теряет известную часть производительных сил своей страны, отдавая их в чужие руки, в так называемые концессии иностранному капиталу (создание независимых от него государств). Эта отдача есть печальная необходимость, и ее нельзя избежать, но ее можно правильно регулировать. Сильный берет у слабого. И особенно это будет тогда, когда слабый не использует то колоссальное богатство человечества, которое находилось в его распоряжении и которое он по своему незнанию, отсутствию энергии, недостаточной трудоспособности или другим причинам оставил неиспользованным. Количество богатств природы, находящихся в распоряжении человечества, всегда ограниченно. Если ход истории дал одному народу их много, а он их оставит лежать втуне, от этого страдает все человечество. И он может их удерживать от мирового обмена п использования до тех пор, пока он для этого достаточно силен... Мы должны прежде всего обладать знанием наших богатств, понимать их ценность, знать, как их надо и как их можно перевести в формы, доступные для человеческой жизни. Этого знания мы сейчас не имеем. Мы его в прошлом не приобрели и должны спешно создавать это знание теперь, когда уже ждать нельзя, когда пробил час их использования независимо от нашей воли. Это задача величайшей важности, которая стоит перед людьми тех поколений, на долю которых выпала активная роль в наше время. Это задача не одного дня, и чрезвычайно существенно, чтобы сознание ее важности и ее неотвратимости охватило более молодые поколения, в руках которых будущее нашей страны, охватило русскую молодежь. Важно, чтобы молодежь пошла по другому пути, чем шли ее отцы. Задача эта не в первый раз ставится перед русским обществом, она стояла перед ним уже многие десятилетия и столетия назад. Можно сказать, что она стояла перед ним всегда, так как использование естественных производительных сил есть основной элемент жизни культурного человечества. Только этим путем зоологический вид Homo sapiens nepexo- 334 ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ФРАГМЕНТЫ, ВОСПОМИНАНИЯ, ПИСЬМА дит в того Homo faber, который меняет лик нашей планеты, овладевает ее силами. Но сознание значения этого неизбежного процесса, его существования: есть явление новое в истории человечества. Оно возникло в новое время, в тот великий период истории человечества, когда возникла новая наука, паша наука, когда получило значение организованное, коллективное стремление свободных человеческих личностей овладеть силами природы для блага человечества. Бессознательная коллективная работа толпы, массовое творчество безымянного человечества в этом направлении в XVI - начале XVII в. заметно начали переходить в сознательную работу науки, т. е. отдельных свободных человеческих личностей, объединенных одним и тем же стремлением к познанию истины. В это время в разных местах и в разных кругах в той международной среде ученых - Республике науки, как любили ее тогда называть, независимой от сложных и мелких дроблений на государства, сословия, классы и религиозные сообщества,- зародилась и укрепилась идея о силе и значении науки, о ее величайшем значении для будущего человечества. Это было еще то время, когда в действительности значение науки для реальной жизни было ничтожно. Осознание значения науки как реальной силы, как крупного исторического фактора жизни было не результатом наблюдения, по результатом веры. Россия и русское общество вошли в жизнь культурного западноевропейского человечества в начале XVIII в., во время Петра и в значительной мере сплою его воли и его личности. Говоря это, я знаю, что я противоречу одному из трюизмов, вошедших в сознание русского общества. Сделалось общим местом отрицать значение человеческой личности и единичной воли. Но я не историк, а натуралист. Для меня имеют значение наблюдаемые конкретные факты больше, чем какие бы то ни было положения, на них основываемые. В области тех явлении, с какими мне приходится сталкиваться в исторической перспективе, в области истории идей, научной мысли, истории знания, человеческая личность и человеческая воля выступают па первое место, являются реальным фактом. Нет идеи, нет научной мысли, нет научной работы, научного открытия без человеческой личности. Коллективно их можно делать только тогда, когда эта коллективная работа руководится человеческой личностью. Величайшие изменения в науке совершаются только человеческими личностями, только их влияние в ней чувствуется. Наука есть проявление отдельных свободных человеческих личностей, создание их свободной, сознательной воли. Когда достижения науки проникают в массовую историю человечества, это обозначает влияние на историю человечества человеческой личности, как бы это ни объясняли в своих схемах последователи тех и иных философских или исторических схем. С точки зрени-я историка науки, натуралиста, привыкшего наблюдать факты, влияние отдельной человеческой личности есть самый обычный и самый реальный из реальных факт окружающей жизни. Наука в России началась и проникла в русскую жизнь в сильной зависимости от воли и мысли императора Петра. Ему обязана своим созданием Российская - тогда Санкт-Петербургская - Академия наук, и с ним так или иначе связаны те лица, которые в это время среди народа, жившего многими столетиями и тысячелетиями вне мировой на- ВОПРОС О ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛАХ В РОССИИ С XVIII ПО XX в. 335 В. И. ВЕРНАДСКИЙ В СВОЕМ КАБИНЕТЕ В ПЕТРОГРАДЕ. 1922 г. учной мысли, начали научную работу в России. Мы не должны забывать, что наука есть новое явление в человеческой истории. Создавая за несколько месяцев до смерти Российскую Академию наук, Петр сознавал, что он делал. Сохранился интересный разговор его с В. Н. Татищевым: <В 1724 г., как я отправлялся в Швецию, случилось мне быть у его величества в летнем доме; тогда лейб-медикус Блюмен-трост, яко президент Академии наук, говорит мне, чтоб в Швеции искать ученых людей в учреждающуюся академию в профессоры, на что я, рассмеявся, ему сказал: ты хочешь сделать архимедову машину очень сильную, да подымать нечего и где поставить места нет. Его Величество изволил спросить, что я сказал, а я донес, что ищет учителей, а учить некого, ибо без нижних школ академия оная с великим расходом будет бесполезна. На сие Его Величество сказал: Я имею жать скирды великия, только мельницы нет; да и построить водяную и воды довольства в близости нет; а есть воды довольно в отдалении, токмо канал мне делать уже не успеть для того, что долгота жизни нашея ненадежна, и для того перво мельницу строить а канал велел только зачать, которое наследников моих лучше понудит к построенной мельнице воду провести>*. Это не анекдот. С Академией наук перенесены были в Россию все представления о задачах государственной научной работы того времени. И долгие десятилетия - сотню слишком лет - главным, резко преобладающим центром научной работы и мысли в России являлась Академия наук. * Татищев В. Н. Разговор о ПОЛЬЗР наук и училищ. М., 1887, с. 110.-Ред. 336 ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ФРАГМЕНТЫ, ВОСПОМИНАНИЯ, ПИСЬМА Двести лет тому назад, когда началось создание Российской Академии, идея государственного значения познания естественных производительных сил страны не была еще ясна в той форме, в какой она нам ныне является. Но в это время, в начале XVIII в., когда только слагалось современное государство, приобрело большое распространение сознание необходимости хорошего использования ресурсов страны для создания устойчивого и сильного государства. В это время научное знание благодаря развитию механики и горного искусства проникло уже в использование полезных для человека недр земли, полезных ископаемых. В то же самое время очень занимало научную мысль использование животных и растений, их акклиматизация, создание новых сортов полезных для человека животных. В эту эпоху ясно была видна необходимость охвата, шедшего путем вековой рутины и бессознательного опыта, земледелия, лесоводства, скотоводства, садоводства в их бесконечных разветвлениях и разнообразии. Наука все более и более проникала в новые для нее области техники, фактически внедрялась в жизнь. В государственных идеях это было время экономических идей меркантилизма - идей торгового баланса в форме так называемого кольбер-тизма и [полицейского] монархического государства. Обе эти идеи проникали Петра и государственных людей его времени. Они неизбежно приводили к необходимости познания естественных производительных сил каждого отдельного государства и их использования. На государственное хозяйство переносились, до известной степени, воззрения, создавшиеся и по отношению к частному хозяйству. Масштаб был иной, но суть дела та же. Но масштаб, несомненно, привносил и новое, неожиданное. Так выросло представление о камеральных науках (их значение) [I]. Государственные деятели этого времени впервые ясно осознали необходимость знания ресурсов страны, и этим - помимо всякого рода других соображений - обусловливается то покровительство, которое оказывалось в это время науке великими государственными деятелями. Не случайно великий французский министр Кольбер в 1666 г. создал Королевскую Парижскую академию наук, чрезвычайно содействовавшую поднятию научного знания Франции и связанных с ней стран, и оказал огромную помощь развитию науки. Исходя из области тех же идей, Петр через 58 лет приступил к созданию Петербургской Академии наук, положив в основу ее те же принципы, которые [были] созданы жизнью и традицией для Академии французской. Работа Академии наук не была работой бюрократического правительственного органа, но она не была и работой общественной. Такие люди, как Кирилов, Рычков, Татищев, в XVIII в. были единицами. Одной из основных задач Академии было познание естественных производительных сил страны - с точки зрения тех идей, какие интересовали людей того времени. К работе Академия наук смогла приступить не сразу, так как ее создание совпало с тяжелым кризисом, который переживала Россия после смерти Петра [2]. XIX век внес другие интересы [H в русское общество, и в Русское государство. XIX век - эпоха резко иных интересов и понимании государственных и экономических заданий, чем те, которые господствовали в начале ВОПРОС О ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛАХ В РОССИИ С XVIII ПО XX в. 337 XVIII в. и которые дали идейную основу исследования естественных производительных сил России, выливавшиеся в работе академиков. Характер хозяйства изменился. Государственная деятельность в эпоху создания новой Европы после времени Наполеона Бонапарта ставила совершенно иные задачи. Вся политика России шла в совершенно ином масштабе. Интересы русского общества и государства направлены были всецело в другом направлении; это были или интересы великой политики, не захватившие значительных кругов, или интересы социальные [З]. II Я хочу остановить ваше внимание в этой лекции на вопросе, который мне кажется вопросом первостепенной важности, но который чрезвычайно мало обращал на себя внимание русского общества... Богатство страны или народа может быть разложено на две хотя и связанные, но во многом независимые друг от друга части: 1) силы природы той территории, которая находится в распоряжении страны, и 2) силы народа, который эту территорию занимает. Естественные производительные силы страны - это потенциальная энергия, использованная или неиспользованная данной страной или данным народом, которая определяет его возможные действия... Силы народа определяются его способностью к работе, его честностью, моральными и умственными качествами, его знанием и талантливостью. Народ, стоящий в этих отношениях очень высоко, может достигнуть очень многого - я даже думаю всего - и в том случае, если силы страны, им занятой, ничтожны. Духовные силы человечества - его мысль, его воля и его нравственная сила,- несомненно, являются основным, определяющим условием национального богатства. Обладая ими, народ в сложных условиях исторической жизни приобретет и добудет себе необходимые для их проявления силы природы. Я оставлю в стороне эту духовную сторону - этот главный элемент национального богатства. Я остановлюсь только на силах природы России, на ее так называемых естественных производительных силах - на богатстве ее недр, на богатстве ее почв, на продуктах ее животного и растительного царств, на источниках механической энергии, ей свойственных. Мы сейчас знаем, что эти потенциальные силы нашей страны огромны. Потенциальное богатство России было - да и теперь осталось - таково, каким оно является у очень немногих народов мира. Я хочу, однако, говорить не о величине потенциальных сил нашей страны, а о том, как знание этих сил достигнуто, насколько оно полно достигнуто и, наконец, насколько значение его понято русскими мыслящими людьми. Я буду говорить здесь как натуралист, хотя буду касаться явлений истории. И это надо иметь в виду, ибо натуралист подходит к историческим явлениям иначе, чем часто, а в последнее время очень часто, подходит к ним историк, экономист или социолог. Натуралист знает, что главная творческая сила, создающая духовные ценности, и в том числе создающая науку, знание - всякое знание, а следовательно, и знание естественных производительных сил страны, есть человеческая личность, ее свободная научная мысль. Натуралист - 338 ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ФРАГМЕНТЫ, ВОСПОМИНАНИЯ, ПИСЬМА эмпирик; он никогда не может принять реальность тех фикций, тех извне в науку проникших философских построений прошлого человечества, которые исключают из него или считают ничтожным влияние отдельной человеческой личности. Наука создается отдельными человеческими личностями, а не этими схематическими стихийными процессами, которыми нередко занимаются историки. Я нарочно это здесь подчеркиваю, т[ак] к[ак] знаю, как глубоко распространено это убеждение в русском обществе. Это [один] из многих' его печальных предрассудков. В той области исторической науки, в какой мне приходится заниматься, в истории науки, истории приобретения знания, влияние человеческой личности проявляется так, как оно нигде, может быть, не проявляется. Этих личностей может быть много или мало, но никогда нельзя здесь массой заменить работу отдельных единиц. Из множества средних умов не создать одного Ньютона или Фарадея. Как же приобреталось знание наших потенциальных сил и в каком положении это знание в настоящий момент? Вспомним недавнее прошлое. Еще немного лет назад, в 1915 г., в эпоху преступной войны и бойни, русское общество впервые неожиданно для себя столкнулось с необходимостью ответить на вопрос, каковы потенциальные силы территории [России], насколько они используются, насколько могут использоваться и каковы их будущие возможности [4]. Я не ошибусь, если скажу, что русская интеллигенция оказалась совсем не подготовленной ответить на этот вопрос. Она не знала ресурсов своей страны, она жила в своей стране вне сознательной связи с тем неизбежным нервом всякого богатства, с источником той энергии, который питает и дает возможность развернуться духовным силам народа. Она была от него духовно оторвана. Она даже не сразу поняла значение того вопроса, который поставила перед ней история. После 1915 г. много прожито <..-> И в то же время как раз сейчас мы переживаем новый, раньше невиданный мировой перелом в жизни человечества, когда вопрос о формах мировой организации человечества выходит из области утопических мечтаний, а становится областью реальной политики <...> Очевидно, при таких обстоятельствах перед нами еще острее стоит вопрос о необходимости знать потенциальные силы нашей страны, уметь их правильно оценить, понять их значение. Живые силы страны должны быть направлены на эту работу. А вместе с тем народ и интеллигенция, составляющая его мир, должны сознавать, что при том неизбежном сокращении государственных расходов - благодаря нашему обнищанию, которое нам предстоит в ближайшее время в небывалой раньше степени,- расходы на это изучение не должны и не могут сокращаться в той степени, в какой они должны сокращаться на все остальное. Это самые производительные и самые необходимые расходы, какие сейчас существуют в государственных организациях человечества. Я считаю, что та страна, тот народ, который поймет это, выйдет сильным, могучим и счастливым из переживаемого кризиса, тот же, который этого не сознает, есть народ обреченный. Но для того чтобы идти этим путем, прежде всего надо знать прошлое, историю творческой работы в этом направлении, каковая уже велась до нас. Знание наших потенциальных естественных сил двоякого порядка. ВОПРОС О ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛАХ В РОССИИ С XVIII ПО XX в. 339 С одной стороны, это то знание, какое накоплено и существует в архивах науки, известное большим специалистам. С другой стороны, это то знание, какое существует в народе или в его интеллигенции. Эти оба знания неодинаковы. И 1915 год, да и теперешнее время экспериментов и начинаний в этой области, выяснил, что последнее знание - знание вопроса в народе и в его интеллигенции - во много раз меньше того, что реально достигнуто трудом поколений исследователей. Наши естественные производительные силы страны, с одной стороны, недостаточно исследованы. Они настойчиво требуют энергичной и организованной творческой исследовательской научной работы. А с другой стороны, то, что известно, не проникло в достаточной степени в мыслящую среду русского народа и общества. Свобода от науки в этой области не только народа, но и русской интеллигенции поразительная. Ее, конечно, и надо было ждать, раз история показала, что при колоссальных естественных богатствах Россия [была] нищенски бедна. Понять, почему это так, можно, только обратившись к истории получения этих знаний, без этого нельзя идти дальше. Этого требует вековой, испробованный опытом эмпирический путь точного естествознания. Когда мы вступаем в какую-нибудь область исследования, мы прежде всего обращаемся к изучению того, что по этому вопросу сделано, и только исходя из него переходим к неизвестному, к творческой добыче нового. Другого пути нет.  * * * История понимания значения изучения естественных производительных сил России может быть в сжатой схеме выражена следующим образом. Оно сознательно, иногда в широких формах, проводилось в течение всего XVIII в. Здесь оно велось при поддержке правительства, иногда в большей, иногда в меньшей степени, Петербургской Академией наук, причем главными работниками, душою дела, были благородные ученые - академики, в значительной мере иностранцы - французы, швейцарцы, немцы разных государств, отдавшие России и русскому народу свои лучшие силы. С ними вместе уже с самого начала принимали участие в этой работе русские ученые. До 1770-х годов, еще при Екатерине II, русские академики и академики-немцы стояли вне влиятельных кругов русского общества. Академия не давала чинов, и медленно входили русские разночинцы в среду влиятельного русского общества. Не один Ломоносов был в это время из крестьян- разночинцами были почти все выдающиеся академические ученые - и Крашенинников, и Красильников, и Головин, и т. д. Эта работа Академии наук встречала иногда поддержку в правительственной власти, проникнутой культурной средой иноземцев, массой вошедших в состав правящих и зажиточных кругов Русского государства в то время, или немцев Остзейского края, связанных со старой немецкой культурой, хотя Остзейский край в это время вовсе не являлся крупным идейным и культурным центром с точки зрения немецкого масштаба. Центр работы вносился иностранцами. Эта работа закончилась к концу века и была, как мы увидим, огромна. В XIX столетии она замерла. Здесь можно отметить только своеобразную работу правительственных сил, среди которых выдвигается дея- 340 ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ФРАГМЕНТЫ, ВОСПОМИНАНИЯ, ПИСЬМА гельность графа Егора Францевича Канкрина - долголетнего министра финансов, иностранца, ставшего русским и опиравшегося большей частью на крупных мировых ученых, частью на Академию наук, сохранявшую свой отдельный от русской жизни отпечаток и, может быть, о;аже еще более связанную в то время - время императора Николая I - с немецким обществом в России, чем это было в XVIII в. Во второй половине XIX в. мы видим проявление более активного участия русского общества в изучении естественных производительных сил. В это время деятельность русских ученых, тесно связанных с правительственными организациями и с высшими школами, стала очень заметным фактором этой работы. Работа в области познания естественных производительных сил шла не очень быстро и сознательно, однако постепенно создавались необходимые для этой цели организации. В XIX столетии трое ученых пытались выдвинуть значение этой работы в сознании русского общества - академик К. М. фон Бэр, А. Ф. Миддендорф и Д. И. Менделеев, но их мысли охватывали только отдельных людей, а не широкие круги русского общества. Направленные к этой цели организации начинались при малых средствах, при ничтожной поддержке правительства - так начиналась организация Главной физической обсерватории, Ученого сельскохозяйственного комитета, Геологического комитета. Лишь в XX в. начинается в этой области более сильное и глубокое течение большого масштаба. Ибо изменяется мировое понимание изучения естественных производительных сил, меняется масштаб государственной политики - создание Сибирской железной дороги и связанного с ней Комитета, сознание изучения естественных производительных сил стало распространяться в среде русского общества. Уже во время войны, в 1915 г., это движение благодаря выступлению Российской Академии наук в тесной связи с другими организациями и высшими школами России получило новое направление, задержанное, но не разрушенное тяжелым переживаемым кризисом. Наоборот, все указывает на то, что впервые есть данные для его расцвета. И, как я уже указывал, в этом есть настоятельная необходимость... * * * Мы подходим к новым изменениям в понятиях. 1. Силы природы, доступные нам сейчас, очень ограничены; если мы будем брать их в современном состоянии и в современных методах использования, железа хватит на 50-60 лет, фосфатов для удобрения -в том же роде, нефти-тоже, угля-на 200-300 лет, золота-еще меньше. Плодородные почвы выработаны, увеличение урожайности прежними приемами все дорожает по количеству затрачиваемой энергии. 2. Основной задачей государственной политики является овладение силами природы для всего человечества, организацией всего человечества. Изыскание новых сил природы, использование новых форм энергии становится очередной задачей дня. Это может быть вопросом не долгих столетий, а немногих десятилетий, а может быть, и лет. Мы переживаем в науке такие возможности, которые делают допустимым переворот всей жпзни человечества в связи с новыми научными открытиями [5J. 3. Организация научной творческой работы является основной задачей государства. Организация распределения богатств является второсте- ВОПРОС О ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛАХ В РОССИИ С XVIII ПО XX в. 341 пенной перед организацией их интенсивного и быстрого создания. Ибо самое правильное, самое равномерное распределение, самое коммунистическое не даст ничего серьезного и прочного, если нет в достаточной мере того, что надо распределять: без науки его не создаст ни труд, ни любая форма организаций жизни... III ...Толчок дал император Петр I - удивительная личность в истории нашей страны и нашего народа, с ярким проявлением воли и поразительной трудоспособностью, с огромным синтетическим творческим умом, с сознанием долга, чувством своего более высокого уровня, приводившим его к резкой ломке других личностей и к жестокости. Это был человек совершенно исключительных ума, воли и страстей, не всегда сдерживаемых. Петр сознательно обратил внимание на значение изучения естественных производительных сил для России и создал для этого необходимый аппарат... Несмотря на то, что он начал эту работу в конце жпзни, примерно с 1717 г. ... Для того чтобы оценить эту деятельность Петра, надо понять круг тех идей, которые он воспринял и которые росли в его время. Эти идеи были: 1. Идея о значении науки и знания как будущем реорганизаторе человечества. 2. Идея о значении для страны благоприятного торгового баланса, идея так называемого кольбертизма. 3. Идея о государственном управлении как хозяйственном управлении, научно правильном извлечении доходов на государственное хозяйство с помощью государственного механизма. В петровское время это выразилось в любопытных, имевших большое будущее и еще недавно возрождающихся у пас представлениях о так называемых камеральных науках. Эти идеи имели в начале XVIII в. разную судьбу, и в нескольких словах я скажу о них ... Значение науки. Эпоха Возрождения и создание новой науки в XVI-XVII вв. привели к созданию международной республики ученых с общим латинским языком и очень неуловимыми формами организации, но игравшей в эти века большую роль, большую, чем думают историки. Это очень любопытная сторона... Организация научной работы академий. Первое - Лондонское королевское общество, связь которого с идеями Бэкона может быть явно прослежена... Колъбвртизм. Идея государственной работы для того, чтобы собирать в стране признаки богатства - деньги. Выгодно их больше иметь, т. е. больше вывозить [товаров], чем ввозить... Представление о меркантилизме. Это течение в той форме, в какой провел его в жизнь один из величайших государственных людей, французский министр Кольбер, явилось в унисон с развитием значения науки. Создание им Парижской академии наук и широкая помощь научным работам во всех видах... Петр Великий жил в атмосфере этих идей. Его первые начинания в этой области имели характер отдельных попыток. 342 ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ФРАГМЕНТЫ, ВОСПОМИНАНИЯ, ПИСЬМА Организация исследования Севера и Сибири. Экспедиция Беринга, которая затем выразилась в Великой северной экспедиции (1733-1742),- одно из величайших мировых достижений... Но в общем - в основе - создание Академии наук явилось тем могучим орудием, которое позволило довести - худо ли, хорошо ли, но до конца задание, поставленное Петром I. Петр провел уедав Петербургской академии по типу Академии Кольбера - Парижской академии. Это, кажется, единственный пример подобного рода. Петр ясно сознавал то, что сделал. Сохранился любопытный документ - [<Разговор о пользе наук и училищ>] Татищева. Академия сохранилась при преемниках Петра. Трудно пробивалась - не было средств... [61. [1921-1922] =================================================== Comments: ++++++++++++++ ===================== ВОПРОС О ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛАХ В РОССИИ С XVIII ПО XX в. Рукопись работы хранится в Архиве АН СССР (ф, 518, on. 1, ед. хр. © 206, л. 367-375). Она не датирована, однако, судя по содержанию, была написана, очевидно, в конце 1921 - первой половине 1922 г. К 1921 г. Советская Республика вышла из гражданской войны, и перед ней острее чем когда бы то ни было встал вопрос об изучении и мобилизации природных ресурсов. Тяжелое положение страны, разоренной и измученной гражданской войной, усугубилось сильным неурожаем 1920 г.- на нее обрушился голод. В. И. Вернадский весной 1921 г. вернулся в Петроград из Симферополя, где он находился с 1920 г., а летом 1922 г. по приглашению Парижского университета выехал во Францию. В период между маем 1921 г. и июнем 1922 г. он активно участвовал в работе Комиссии по изучению естественных производительных сил России КОММЕНТАРИИ 435 (КЕПС), возглавлял возникшую по его инициативе академическую Комиссию по борьбе с голодом, работал в Комитете по исследованию причин неурожая при КЕПС, выступал с лекциями. Именно к этому времени относится написание публикуемой работы. Рукопись <Вопрос о естественных производительных силах в России с XVIII по XIX в.> представляет собой наброски к лекции или циклу лекций, которые готовил в этот период В. И. Вернадский. Она содержит несколько вариантов текста, совершенно не обработанных редакционно, а также отдельные заметки и планы работы. Публикуемые фрагменты составители подобрали из наиболее полных и завершенных вариантов, удалив встречающиеся в тексте повторения. В тех случаях, когда отвергнутый вариант содержал дополнительную информацию, они приводили соответствующий отрывок текста в комментариях. 1. В одном из набросков к работе имеется следующий абзац, посвященный возникновению камеральных наук: <Камерализм. Развитие таких идей уже тесно связано с кольбертизмом. Но систематическое развитие оно получило в Германии. Большую роль сыграло образованное чиновничество, прилагающее научные достижения к практической государственной жизни, к государственному хозяйству. Это привело к созданию школ прикладной науки - в конце концов к высшим техническим школам - экономического и естественноисторического характера. В Германии камеральные науки проникли в старый строй университетов позже Петра, но влияние этих идей может быть прослежено очень ярко в течение всего XVII века. Иностранные ученые, привлеченные в Россию, жили этими идеями>. 2. В этом месте изложение прерывается наброском плана последующего раздела работы: <Царство женщин и временщиков. Работа велась отдельными лицами. Первые меры Петра. Мессершмидт. Великая Северная экспедиция 1733-1742. Гмелин. Крашенинников. Географическая карта. Ломоносов. Великие путешествия времени Екатерины. Паллас. Вольное экономическое общество. Гильденштедт, Георги, Шторх. Замирание этой работы в связи с уменьшением значения Академии наук>. 3. Судя по отрывочным заметкам и наброскам планов раздела, касавшегося XIX в., В. И. Вернадский собирался остановиться на экспедиционной деятельности К. М. Бэра и А. ф. Миддендорфа, коснуться отдельных климатологических работ Главной физической обсерватории, рассмотреть роль экспедиций А. Гумбольдта и Р. Мурчисона, а также работы, предпринятые во второй половине XIX в. в связи со строительством Транссибирской железной дороги, и исследования, организованные Геологическим комитетом и Ученым сельскохозяйственным комитетом. 4. Речь идет о Комиссии по изучению естественных производительных сил России, созданной при Академии наук в 1915 г. по инициативе В. И. Вернадского. Ее основной задачей была организация комплексного изучения природных ресурсов страны. Кроме того, она ставила своей целью объединение ученых и создание исследовательских институтов, <теснейшим образом связанных с изучением естественных производительных сил>. В течение 1915-1917 гг. КЕПС развернула разведку полезных ископаемых и начала лабораторные исследования ценных отечественных минералов, организовала информацию об отдельных видах сырья, начала издавать сборники <Естественные производительные силы России>, <Материалы для изучения естественных производительных сил России> и свой непериодический орган <Отчеты о деятельности академической Комиссии по изучению естественных производительных сил России>, содержавший информацию о планах и работе самой комиссии. Особенно широко развернулась деятельность КЕПС после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Значительно выросли размах экспедиционных работ и число ее исследовательских подразделений, возникли первые на- 436 КОММЕНТАРИИ учные институты. В 1920 г. В. И. Вернадский отметил, что работа комиссии <сильно расширилась с приходом Советской власти, т,, к. она вполне гармонировала основным принципам ее производственной программы>. <Теперь, с прекращением гражданской войны.- писал он.- эта работа получает еще большее значение> (Архив АН СССР, ф. 518. on. 4, д. 96, л. 22). 5. В одном из вариантов этого раздела рукописи имеется следующее дополнение: <Изучение естественных производительных сил имеет и другое значение: углубляясь в них, мы находим новые неведомые силы. Искание их есть главная задача современности. Приведу один пример: Ва - руды, атомная энергия. На наших глазах [используется] сила белого угля - меха[ническая] энергия пад[ающей] воды. И много впереди... Понятие об естественных производительных силах страны изменяется и растет... В мировом масштабе выживет та страна, которая будет в точности знать свои ресурсы, сумеет направить на их использование народные духовные силы. Для этого необходимо, чтобы представление о значении естественных производительных сил проникло в русское общество. Но для того, чтобы идти дальше, надо прежде всего знать прошлое. Это исконный путь точного знания, знания природных явлений - путь натуралиста...> 6. В одном из черновых набросков В. И. Вернадский дает следующую краткую характеристику XIX в.: .